Рождение и смерть мини-диска. Минидисковый плеер Sony MZ-N1 с поддержкой технологии NetMD Попытки всё исправить: «сетевой минидиск» и «высокий минидиск»

Главная / Новости

В марте 2013 года корпорация Sony окончательно прекратила выпуск оборудования для записи и воспроизведения цифровых мини-дисков. В этом событии удивляют сразу два факта: насколько чудовищно устаревшим сегодня воспринимается этот формат, хотя ему всего лишь двадцать лет, и насколько долго он вообще умудрился просуществовать в мире интернета и MP3. Давайте вспомним, как же появился на свет весьма перспективный в своё время MiniDisc и почему он не стал столь же популярным, как компакт-диск.

Разработка стандарта MiniDisc началась в 1986 году, когда мир уже начал захватывать первый массовый цифровой аудионоситель – компакт-диск. Формат CD был представлен в марте 1979 года, а первые серийные проигрыватели появились в продаже в апреле 1982 года. Компакт-диски были хорошо приняты любителями музыки, которые быстро оценили широкий частотный и динамический диапазон нового носителя. Особенно поражала абсолютная тишина в паузах – на фоне характерного потрескивания грампластинки, заменой которой и выступил CD.

Мини-диск задумывался как преемник компакт-кассеты, только более удобный в эксплуатации и хранящий записи в цифровом виде. Работа над MiniDisc началась в середине восьмидесятых – в «золотой век» аудиокассет, когда был достигнут «потолок» возможностей этого носителя и всем ведущим производителям стали очевидны его принципиальные ограничения.

Новый носитель должен был оставаться столь же компактным и защищённым от внешних воздействий, как и компакт-кассета, что позволило бы использовать его не только в домашних аудиосистемах, но и в автомобильных и портативных плеерах. По качеству звучания он должен был превосходить аналоговую кассету и максимально приближаться к CD при существенно меньшей ёмкости. Наконец, непременным условием должна была быть возможность многократной самостоятельной записи на такой носитель – с функциями стирания и монтажа.

В результате в MiniDisc были реализованы сразу несколько передовых на тот момент технологий, защищённых множеством патентов. В качестве технологии записи была выбрана магнитооптическая, в которой для запоминания данных используется лазер, разогревающий до необходимой температуры ферромагнитный слой диска, и магнитная головка, изменяющая намагниченность нагретого участка. Для воспроизведения записи применяется лазер меньшей мощности: при отражении луча от того или иного участка, в зависимости от его намагниченности, меняется плоскость поляризации, что и фиксируется оптическим датчиком.

Магнитооптическая технология давала мини-диску важные преимущества: высокую надёжность хранения записи и повышенную устойчивость к магнитным полям, быстрый произвольный доступ к любому фрагменту записи, а также возможность многократного стирания и перезаписи. Единственным существенным на тот момент недостатком считалось высокое энергопотребление лазера в процессе записи, что ограничивало использование пишущих приводов в портативных устройствах. Впрочем, впоследствии стало понятно, что MiniDisc столь же подвержен размагничиванию, как и обычная плёнка.

Диск диаметром 2,5 дюйма (64 мм) и ёмкостью 140 Мбайт устанавливался в жёсткий пластиковый корпус со сдвижной шторкой – почти как у компьютерной дискеты. Для кодирования музыки был применён фирменный алгоритм Sony Adaptive TRansform Acoustic Coding (ATRAC), основанный на психоакустических особенностях человеческого слуха. По своей идеологии ATRAC близок к MP3 и прочим форматам кодирования звука с потерями: информация, неразличимая или малоразличимая на слух для большинства людей, удаляется из файла, а оставшаяся сжимается до максимально компактного объёма. В результате 74 минуты записи на 650 Мбайтах компакт-диска удалось сжать до 140 Мбайт ёмкости мини-диска. Базовый битрейт первой версии ATRAC составил 292 Кбит/с.

Формат MiniDisc и оборудование для записи и воспроизведения мини-дисков были официально представлены 12 января 1992 года, однако новинка была принята довольно прохладно. По качеству звучания первые проигрыватели уступали не только DAT-магнитофонам с алгоритмом записи без потерь, но даже полностью забытым ныне цифровым кассетам DCC, также использовавшим психоакустическую схему сжатия. При этом аппаратура оказалась сравнимой по стоимости с СD-проигрывателями, обеспечивающими намного более высокое качество звука.

Четвёртая версия ATRAC, увидевшая свет в 1996-м году, позволила ещё больше повысить качество звучания: вся внутренняя обработка данных производилась с 24-битной точностью при сохранении АЦП с разрядностью 20 бит. Версия ATRAC 4.5 применялась во флагманских моделях серии ES и отличалась улучшенным качеством кодирования на высоких битрейтах. Разрядность АЦП выросла до 24 бит. Последний вариант классического ATRAC DSP Type-R появился в 1998 году и, помимо прочего, обеспечивал высококачественное кодирование высоких частот.

Однако в среде аудиофилов за мини-диском уже закрепилась скверная репутация, поэтому Sony была вынуждена вновь привлечь внимание к MiniDisc высококачественными деками топовой серии ES – MSD-JA30ES и JA50ES, получившими 20-битные аналогово-цифровые преобразователи и превосходно звучащие ЦАП. Вместе с тем появилась возможность выпуска и недорогих аппаратов с высоким качеством звучания. Наглядный пример – дека MDS-JE500, вышедшая в 1996 году и построенная на чипе CXD2650R с алгоритмом ATRAC 4. Эти аппараты уже легко конкурировали по качеству звучания с массовыми CD-проигрывателями, а по сервисным функциям и опережали их.

Шестое поколение ATRAC, появившееся в 1999 году, получило собственное название ATRAC3 (без пробела). В этой реализации были добавлены форматы записи повышенной длительности MDLP: 2LP c битрейтом 132 Кбит/с и LP4 с битрейтом до 66 Кбит/с, позволяющие записать на 80-минутный диск до 324 минут звука. Модификация ATRAC3 DSP Type-S объединила в себе кодек ATRAC3 с улучшенным качеством воспроизведения низкобитрейтных записей MDLP и топовый кодек ATRAC1 Type-R первого поколения.

В конце 2001 года в формате MiniDisc наконец-то появилась возможность копирования записей на мини-диск не только в реальном времени. Расширение NetMD позволило в ускоренном режиме отправлять данные через интерфейс USB c компьютера под управлением Windows через фирменную программу SonicStage. При этом записи в режиме SP можно было копировать на скорости до 1,6х, в режиме LP2 – на скорости до 16х, а в режиме LP4 – до 32х или даже 64х по сравнению с реальной длительностью записанной программы.

Наконец, в январе 2004 года на рынок вышла последняя инкарнация MiniDisc – Hi-MD и кодек ATRAC3Plus. Одновременно были выпущены мини-диски Hi-MD объёмом 1 Гбайт, на которые можно было записать до 45 часов музыки с минимальным битрейтом 48 Кбит/с, до 94 минут несжатой музыки с битрейтом 1411 Кбит/с и частотой дискретизации 44,1 кГц в формате Linear PCM либо до 980 Мбайт компьютерных данных. В 2005 году начался выпуск плееров Hi-MD со встроенной поддержкой MP3, а в 2006-м впервые появилась возможность передачи цифровых файлов с MD-плееров на компьютер (за исключением дисков, записанных через SonicStage или OpenMG).

Кодек ATRAC Advanced Lossless позволял записывать музыку в форматах ATRAC3 и ATRAC3plus, сопровождая их служебным потоком для полного восстановления оригинального сигнала. При этом плеер мог декодировать как сжатый формат, так и несжатый, что обеспечивало совместимость таких записей с устаревшим оборудованием.

Дисководы Hi-MD стали появляться в компьютерах, выпускаемых Sony. Такие диски отображались как съёмные накопители с файловой системой FAT32. Перенос файлов осуществлялся средствами операционной системы, и лишь для записи аудиодиска, воспроизводимого на MD-плеере, нужно было пользоваться программой SonicStage.

В стандарте Hi-MD наконец-то были устранены многие нелепые по нынешним меркам «копирайтные» ограничения классических MiniDisk – к примеру, промежуточное перекодирование в PCM передаваемых по NetMD файлов или невозможность перезаписи «по цифре» звука, записанного «вживую» с микрофона или линейного входа ни через оптический выход, ни через USB (технология Serial Copy Management System).

Все эти ограничения изначально были призваны предотвратить «побитовое» копирование защищённых DRM файлов, допуская лишь аналоговую перезапись с потерей качества. В последних же версиях SonicStage осталось единственное ограничение – невозможность редактировать треки на рекордере Hi-MD, записанные на диск с помощью этой программы. При записи через оптический или линейный вход таких ограничений нет.

Пока в Sony доводили до ума алгоритмы для аппаратного кодирования и декодирования сжатого звука, на дворе наступил XXI век – век интернета, MP3, Napster, файлообменных сетей, айподов и флэш-плееров, пишущих приводов CD-, DVD- и Blu-ray. Cоздаётся впечатление, что всё это время создатели MiniDisc обитали в какой-то другой реальности и вернулись обратно только к 2004 году. Героизм, с которым Sony тащила этот давно морально устаревший формат до 2013 года, заслуживает отдельного разговора.

Поддержка формата MiniDisc в Европе и Северной Америке была свёрнута в 2008 году, как и доступ к фирменному музыкальному интернет-магазину Connect. Впрочем, особой популярностью мини-диски не пользовались ни в Старом Свете, ни в Новом. Мода на карманные MD-плееры прошла ещё в конце 90-х, а после этого мини-диски применялись разве что на радиостанциях и в музыкальных студиях, где требовалась быстрота доступа к разным фрагментам записи и простота редактирования. В России я в последний раз видел в магазинах чистые мини-диски не менее десяти лет назад – как раз примерно тогда же начался бум MP3 и пишущих CD-приводов.

Однако в самой Японии и в некоторых других азиатских странах мини-диск получил гораздо более широкое распространение. Он изначально оказался более доступной и удобной альтернативой CD, что для страны, проводящей немало времени в поездах, пришлось очень кстати. Японская молодёжь до сих пор с удовольствием скупает синглы модных исполнителей на мини-дисках и записывает на них целые «живые» концерты. Не собирается закрываться и японская версия интернет-магазина Connect. Неудивительно, что некоторые другие фирмы, включая Onkyo, пока не собираются отказываться от выпуска MD-плееров, хотя Sony прекратила производство портативных MD-Walkman ещё два года назад.

Нам же остаётся лишь попрощаться с ещё одним форматом, судьба которого оказалась очень непростой только потому, что его создатели попытались соединить несоединимое: цифровые технологии будущего с привычками крупных корпораций игнорировать окружающую реальность и навязывать свои архаичные правила игры.

Статус темы: Закрыта.

  1. Вышел спор с одним человеком по поводу сабжа.
    Я говорю что минидиск это фигня полная и никому он сейчас не нужен, мне доказывалось обратное.
    Чел пожилой, похоже "завис" в том времени.
    Рассудите пожалуйста.
  2. Мне нужен, у меня куча вещей с репетиций на минидиск записано.
    А по поводу актуальности - на минидиск пишут сейчас звук во время съемок кино например.
  3. Хм... я думал он уже отжил свое.
    Просветите пожалуйста тогда в преимуществах минидиска по сравнению например с CD или просто записей в файлах?
    В чем его так сказать прелесть?
  4. Компактность
    В ресторанах, на многих концертах используют, где не слышно, что запись сжата (формат Сони Атрак - аналог мп3).
  5. А простой CD не вариант в ресторанах и на концертах?
    Я просто не в теме.

    Только что вычитал что вроде нельзя по цифре переписать с минидиска, это что по аналогу скидывать если что?
    Да и цены на них.

  6. сидюки малонадежны, царапаются, затираются в условиях оперативной работы. насчёт цифры не так. минидиски разные бывают, я пишу по usb.
    хотя, себя они уже изжили, это факт. только вот альтернативы пока внятной практически нет.
    Цитата(GRAY @ Jul 3 2006, 08:39 PM) 297379

    Мне кажется, что МД так популярны потому, что они появились до широкого применения компьютеров и до масштабного расцвета МП3. Они стали "народным форматом" на просторах СНГ. Куплено их - немерянное количество. По одним кабакам их миллионы. Налажена мощная подпольная индустрия тиражирования минусовок на МД. Look правильно сказал, что МД - это обязательный эквипмент любой тусовки. Плюс к тому - они не лишены удобства в эксплуатации и надежности.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    совершенно верно

  7. Почему нельзя? Вполне можно. Другой вопрос - конечно формат постепенно уходит.. Но многим еще нужен.
  8. Спасибо.
    Век живи, век учись!
    Значит прав дядька.
  9. Цитата

    только вот альтернативы пока внятной практически нет.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    почему нет? я много народа знаю кто либо с простеньких ноутов прямо из wav/mp3 гонят, либо с нормальных mp3 плееров - качество у них выше при нормальном битрейте чем у MD, и инфы влезает гораздо больше, особенно в кабаках удобно, не надо диски потрошить чтобы что то нужное найти, а на ноутах ещё и тексты смотреть можно вместо талмудов.

  10. P00H ты стопудово прав. Сейчас полно плееров на HD по 40-60 Гб кому надо дисотеку крутить - вообще с ноута работают, какие тут нафиг минидиски перетыкать? Этот формат вообще как карманный плеер разрабатывался (как игрушка) типа замены мп3 как уже сказано было. Я в кабаке на HD плеере уже даааавно работаю и ноутбук у меня для свадеб всяких и все так уж давно работают. Mike Deblin Так что дядька твой застрял в прошлом веке и вылазать не хочет))

    Mike Deblin PS твоему дядьке на будущее:
    покупается старый ноут (обязательно "фирменный" например IBM - они очень надежны и ресурс у них большой) главное чтобы проц был гдето на 500 и оперативки лучше 128 -чисто винамп гонять.. Такой баксов за 250 легко взять, и к нему по USB корзина с любым по вкусу винтом и базой мптришек - по функциональности и удобству просто КОЛОССАЛЬНО несравнимо с MD))

  11. Просто по накату - многие пользуются до сих пор.....
  12. Цитата(P00H @ May 16 2007, 03:26 PM) 446462

    почему нет? я много народа знаю кто либо с простеньких ноутов прямо из wav/mp3 гонят, либо с нормальных mp3 плееров - качество у них выше при нормальном битрейте чем у MD, и инфы влезает гораздо больше, особенно в кабаках удобно, не надо диски потрошить чтобы что то нужное найти, а на ноутах ещё и тексты смотреть можно вместо талмудов.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    да я тоже много народу знаю. и сам так делаю. а отсутствие альтернативы по другой причине,
    народ (в массе своей технически недалёкий) не хочет заморачиваться с переходом на альтернативный носитель, точно так же как и с аудио сиди.

  13. Испанский ГалстоГ, я примерно так ему и объяснял. Ну он мне в ответ типа "Сто лет работаю и проблем не знаю". Привык, хрен переучишь его. А уж от горы минидисков на столе даже мне как-то нехорошо стало
    Да, и еще один аргумент. "Я могу концерт сразу на минидиск писать, а с твоим компом я долго разбираться буду".

    P/S
    С чего все началось. Дядька хочет минидиск новый прикупить, SONY JE780
    Может уже купил. С него реально как нибудь перетащить инфу на ноут?
    Или только в реалтайме по аудио? Он на это ну никак пойтить не смогет.

  14. Чем минидиск лучше на концерте?

    1. Практически никогда не сбоит (в отличие от CD)
    2. Качество при хорошем алгоритме сжатия, в виду использования более нового чем в CD прогрессивного 16 битного квантования (эквивалент 20-ти бит) может быть выше чем у CD
    3. Каждый исполнитель может прийти со своей дискетой с минусом, а вот при использовании MP3 не выйдет...

  15. мини-диск гораздо более распространён в провинции, и если речь идёт о солянках (особливо местно-самодеятельностных), МД рулит.

    Он надёжней чем СД, легче чем ноут (к которому нужно бы ещё звуковуху) и не зависает во время концертов.

    А вы говорите - ноутбук. Тут некоторые деятели-певцы минуса на кассетах приносят.

  16. Цитата

    и не зависает во время концертов.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Ещё как зависает, особенно если диск заюзаный или левый, у меня дома у людей много раз висли при поиске, думаю на концертах таже фигня.
    да и насчёт лёгкости тоже вопрос, некоторые ноуты несколько сот граммов весят, а MD дека не меньше пары кило

  17. Я проработал на концертах лет 12 и за весь срок не было ни одного единственного сбоя! Правда использовал деки, не карманные плееры
  18. Действительно были и у меня случаи сбоев но я заметил что это происходит на дискетах где записывалось по несколько раз.Был диск к примеру переписанный 4 раза и 4 года работал справно но вдруг один раз встал....больше шансов у тех дисков которые записанны один раз..но и там как на иголках....так что.Использую деку, но кто то советовал из знатоков что если хочешь меньше проблем то покупать надо по дороже деку...но думаю что там то же качество алгоритма сжатия и цена выше лишь за счёт фарша в управлении.Минидиском пользуюсь уже 8 лет, так что за это время поменял три их штуки и скажу как для пускания музона в перерывах или озвучки то хорош...НО...года два назад увидел деку с хардом под 100 гигов для домашних делов то сразу стал передумывать переходить на неё.Сейчас же ноутбоки в этом деле в переди...так что если есть и то и другое нормально.
    Вообще минидиски сейчас отошли на ту позицию что и ДАТ кассетники в своё время, так как тех изначально были проектировавши для шип потреба но из-за дороговизны они осели в студиях...что и с минидисками наблюдается.
    Вообщем прогресс накопителей информации налицо...так что миник конечно уже пройденый этап но списываться по полной он не будет ещё долго...так как дешёвая замена ему не найдена...вернее есть но цены на те же ноуты по сравнению с миником поболее...

    (+) оперативность работы с диском,устойчивость к тряски.
    (-) качество сжатия, не надёжность воспроизведения.

    Конечно сжатие понятие относительное...если весь вечер работаешь на минидиске то слух притупляется но если очередуешь его в заполнении муз пауз между выступлениями то это слышно очевидно.Ну и надёжность то-же у кого как.Я вот тоже имею приятеля который голову на отсечения давал что у него из 1000 дисков ни что низапоролось и страшно был удивлён когда я его просветил про эти неприятности.

  19. Цитата(sunet @ May 16 2007, 07:57 PM) 446534

    Чем минидиск лучше на концерте?

    3. Каждый исполнитель может прийти со своей дискетой с минусом, а вот при использовании MP3 не выйдет...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Это самый реальный плюс. Кто выступал на сборных концертах,тот поддержит.
    Да ещё, обычно оцифровщики ставят на них как правило неплохие, в отличие от СД проигрывателей.

  20. Цитата(sunet @ May 16 2007, 01:57 PM) 446534

    3. Каждый исполнитель может прийти со своей дискетой с минусом, а вот при использовании MP3 не выйдет...

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Это вопрос культуры и распространенности. Никто не мешает прийти с mp3-сиди или с флешкой, на которой записаны mp3 минуса.

    А в целом миник, конечно в разы надежней CD, но изредка таки глючит.

    Имхо самых надежных варианта на сегодня два. (про миник ясно, но он все же постепенно отживает)

    1. Pioneer 1000 mk3 - cd-mp3 плеер и диск с mp3-шками. Плюс резервный диск.
    2. Ноут с твердотельными HDD.

    По удобству последний ничто не переплюнет. Но надо иметь резерв на случай зависла (второй ноут, cd-плеер или миник).

  21. Когда, с собой тащишь рек с микрофонами и пр, то 1.5 кг ноутбука просто в тяжесть, да и тетеньки попадаются в аеропортах вредные, ну тоесть почти всегда приходится объяяснять что это стекло, а они у вас ваша "Сумка" тоесть кейс и так не габаритная, да еще больше 10кг. а если добавить ноут, то точно не пустят и заставят сдавать в багаж. ну а с миниками проблем нет... хотя есть, приезжаешь на концерт а там такая рухлядь, домашние соньки еще более менее а есть и другие фирмы, а там не звук а просто какашка.
  22. Цитата(Испанский ГалстоГ @ May 16 2007, 06:45 PM) 446476

    Mike Deblin PS твоему дядьке на будущее:
    покупается старый ноут (обязательно "фирменный" например IBM - они очень надежны и ресурс у них большой) главное чтобы проц был гдето на 500 и оперативки лучше 128 -чисто винамп гонять.. Такой баксов за 250 легко взять, и к нему по USB корзина с любым по вкусу винтом и базой мптришек - по функциональности и удобству просто КОЛОССАЛЬНО несравнимо с MD))

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Не выйдет..ибо у этих ноутов(за 250$) отродясь USB 2.0 не было и уже не будет. А "Корзина " винтов работает от 2.0 ..так что сядет дядька на проти встарого ноута и нового винта усб и будет только взгляд переводить с одного на другое..и материть кого нить.

  23. Цитата(Vladis Udler @ May 16 2007, 09:04 PM) 446644

    сядет дядька на проти встарого ноута и нового винта усб и будет только взгляд переводить с одного на другое..и материть кого нить.

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Очень живо описал

    Тут сказали про качество выше сидишного.. Это шутка??? И вроде даж никто не прокомментировал.. Неужели правда? :blink:

  24. Мы недавно в студию купили Tascam MD 350 - удобная рэковая штука, даже компьютерная клавиатура подключается для быстрого редактирования заголовков. Однако не могу не признать - что формат MD постепенно себя изживает и куплен лишь для клиентов, котрым еще требуется минус)плюс) сбросить на мини-диск для концертной работы.

    Меня вот другой вопрос интересует, был слух, что есть мини-диски работающие как дисковод в компьютере, на который можно сбрасывать трэки не в реальном времени, а как на обычый CD прожигом быстрым. Это липа? или и правда есть есть такие устройства минидисковые?

  25. Были встроенные в качестве накопителей, но по непонятной причине не прижились, а жаль, тем болеее что сейчас минидиски есть уже на 1 гигабайт (старые на 140 мб).

    Фирма Panasonic при появлении в 1992-м минидиска заявила что они этим направлением заниматься не будут, а пойдет по пути твердотельных магнитофонов. Тогда это заявление было малопонятным, теперь же с развитием флэш-драйвов эта идея прижилась. Фирма Sony однако считает что минидиски еще будут развиваться и существовать.

    Пока по надежности им нет равных, по цене также, но если флэш сделать немного надежнее и раз в 10 дешевле и сделать флэш плеер скажем с подключаемым USB флэш-драйвом, так чтоб можно было оперативно менять память записанную на компьютере, то минидиск сразу умрет. Увы пока такого гибрида на рынке нет, хотя флэшки быстро дешевеют.

  26. Ух сколько наговорили!
    Вобщем понятно, минидиск еще лет 5-7 будет актуален.
    Купил таки он SONY JE 780, взял он его за 20000 руб. Я за такие деньги лучше нотер взял.
    Ладно, раз ему так удобнее значит так надо.

    Спасибо!

  27. Цитата(supersonic @ May 16 2007, 11:47 PM) 446614

    Но надо иметь резерв на случай зависла (второй ноут, cd-плеер или миник).

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    На компе в большинстве случаев достаточно поставить 2 системы - рабочую и резервную, ну и блюсти чистоту от вирусов, чужих рук в своём компе. Конечно, от аппаратных затыков это не спасёт, но от них спасёт (хотя бы частично) нормальный недешёвый брэндовый комп.

    Цитата(Испанский ГалстоГ @ May 16 2007, 03:45 PM) 446476

    Mike Deblin Так что дядька твой застрял в прошлом веке и вылазать не хочет))

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    Сам сталкивался. Немолодым лабухам, которые никогда не имели дела с компьютерами очень сложно перейти на него. Ведь надо познавать новую сложную концепцию - иногда ковыряться в Винде, администрировать комп. А в их среде и помощников в этом деле зачастую не бывает. Вот и держится минидиск и ещё будет держаться до-олго...

  28. А причем тут это? У меня комп. появился на 13 лет раньше чем минидиск, но достоинств последнего это не умаляет. Это магнитофон со всеми вытекающими и у него свои особенности, приемущества и недостатки. Одни вытекают из других. И кстати минидиск на самом деле тоже комп., только хорошо специализированный. И конечно же как и все на свете его время пройдет, но еще не прошло.
  29. Цитата(Novus @ May 17 2007, 03:27 PM) 446794

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    ЗНАИТ.

  30. Я поддерживаю MD. Уже лет 7 с ним работаю и не знаю проблем. Главным достоинством считаю защищённость от царапин и тому подобных мех. повреждений, + маленький размер (по сравнению с сд). Качество звука в ATRAC-R может не лучше чем сд, но уж точно никак не хуже. Я бы сказал точная копия оригинала. Можно отметить возможность записи-стирания ОТДЕЛЬНЫХ треков + возможность редакции (поменять треки местами например. Это очень выручает когда за 2 минуты до концерта подлетает режиссёр и меняет порядок выступлений). Плюс наличие автопаузы. Это я перечислил преимушества перед сд.
    Комп вещь несомненно хорошая и удобная, но для подготовки да хранения материала, и совершенно ненадёжная для концертов. Самое главное это потребность в хорошей звуковухе, а второе - если скачок напряжения, то грузиться он будет около минуты, а МД не более2 секунд.
    Поехали дальше. При выезде на гастроли я с собой беру: Бытовую деку (в пол корпуса стандартной), провод тюльпан с переходником на джек, и собственно минидиск. Всё! Это хозяйство весит не более 1.5 кг. И я не парюсь о том есть ли у них (принимающих) комп и нормальная звуковуха(для флэшек и хардов), читаются ли CD-RW или МР3 в проигрывателе, А если и читает, то не скаканёт ли он (т.к. дисками похоже натирали полы). Да и когда сам принимаешь артистов, то почти все привозят свои минуса и плюсовки на МД. Я не согласен, что МД работает только в кабаках. Я принимал порядочное количество артистов, и 95% их звукачей ездят с СД и МД. Но работать предпочитают с МД!
  31. ПРИВЕТ ВСЕМ!РАЗРЕШИТЕ И Я ВЫСКАЖУ СВОЁ МНЕНИЕ.У МЕНЯ ЕСТЬ И МД,И НОУТ-Я МОГУ СУДИТЬ О (+) И (-) ТОГО,ИЛИ ИНОГО.В РАННИХ МОДЕЛЯХ МД,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ ФОРМАТ ATRAC-ЭТО ВЕРНО,НО УСЛЫШАТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ МД И СД,МОЖНО БЫЛО НА ОЧЕНЬ ВЫСОКОКЛАССНОЙ АППАРАТУРЕ.ТАК,НАПРИМЕР НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ "КРІЗЬ ТЕРНИ ДО ЗІРОК" В Г.ЧЕРКАССЫ 1998 ГОД,У ВСЕХ БЫЛИ МИНУСА НА МД,А У ОДНОЙ КОНКУРСАНТЫ НА СД-РАЗНИЦА БЫЛА ОЩУТИМА (ВСЕ КТО ПРИСУТСТВОВАЛ ИЗ ЗВУКАРЕЙ И ПРОДЮССЕРОВ ДАЖЕ НА ПЕРВЫХ ТАКТАХ ПРИВСТАЛИ ПОСМОТРЕТЬ ОТКУДА "ТАКОЕ" ИДЁТ).Я СЕЙЧАС РАБОТАЮ НА JE780,НА НЕГО МОЖНО ПО USB СБРАСЫВАТЬ,НЕ ТОЛЬКО В ATRAC (256 kbps),А ДАЖЕ В PCM (1411 kbps)!!!,ЧЕРЕЗ SONIC STAGE-ДЕЛАЕТСЯ ЭТО.КОМУ НУЖНО ПОДРОБНЕЕ РАССКАЗАТЬ КАК...ПИШИТЕ.ТАК,ЧТО МД ЕЩЁ МОЖЕТ ПОРУЛИТЬ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ.ЕЩЁ ОДИН + МД-НА КОНЦЕРТЕ МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ,ЧТО С ОТЖАТИЕМ АВТОПАУЗЫ ПОЙДЕТ ЗВУК БЕЗ ЗАДЕРЖКИ,ЧЕГО НЕ СКАЖЕШЬ О СД-ПРОИГР. И НОУТЕ.МОЖЕТ ЭТОТ НОМЕР И ПРОЙДЕТ ДЛЯ КАБАКА,А НА КОНЦЕРТЕ...ИЗВИНИТЕ.А ЕСЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ СПЕКТАКЛЬ ИЛИ ПОСТАНОВКЕ И НУЖНО ЧТОБ ТОТ,ИЛИ ИНОЙ ТРЭК ПРОЗВУЧАЛ ИМЕННО СЕКУНДА В СЕКУНДУ...ТУТ УЖЕ НЕМНОЖКО НОУТ НЕ КАТИТ.И ПОТОМ,ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКА С НОУТА НУЖНА ВНЕШНЯЯ ЗВУКОВУХА.НЕ НАДО РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ КАКОЙ ЗВУК ИДЕТ НАПРЯМУЮ С OUTPUT PHONE С НОУТА?ЕЩЁ-ПОМЕХИ ОТ МОБИЛЬНИКОВ НОУТ СРАЗУ ВЫДАСТЬ,А МИНИДИСКУ ХОТЬ БЫ ХНЫ.ЕСЛИ У МЕНЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТАВИТЬ ОДИН И ТОТ ЖЕ МИНУС НА НОУТЕ ИЛИ МД В КАКОЙ-НИБУДЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ МОМЕНТ-Я НЕ РАЗДУМЫВАЯ СТАВЛЮ ВСЕГДА НА МИНИДИСКЕ!
  32. volkalek , у вас кэпс не залип? Или это для большей убедительности?

    Читайте правила первым делом, приходя на форум. Даже в названии темы нельзя употреблять одни заглавные буквы, а у вас гигантизм по всему посту...

    Последнее редактирование: 16 сен 2010

  33. ПРИВЕТ ВСЕМ!РАЗРЕШИТЕ И Я ВЫСКАЖУ СВОЁ МНЕНИЕ.У МЕНЯ ЕСТЬ И МД,И НОУТ-Я МОГУ СУДИТЬ О (+) И (-) ТОГО,ИЛИ ИНОГО.В РАННИХ МОДЕЛЯХ МД,ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛ ФОРМАТ ATRAC-ЭТО ВЕРНО,НО УСЛЫШАТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ МД И СД,МОЖНО БЫЛО НА ОЧЕНЬ ВЫСОКОКЛАССНОЙ АППАРАТУРЕ.ТАК,НАПРИМЕР НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ "КРІЗЬ ТЕРНИ ДО ЗІРОК" В Г.ЧЕРКАССЫ 1998 ГОД,У ВСЕХ БЫЛИ МИНУСА НА МД,А У ОДНОЙ КОНКУРСАНТЫ НА СД-РАЗНИЦА БЫЛА ОЩУТИМА (ВСЕ КТО ПРИСУТСТВОВАЛ ИЗ ЗВУКАРЕЙ И ПРОДЮССЕРОВ ДАЖЕ НА ПЕРВЫХ ТАКТАХ ПРИВСТАЛИ ПОСМОТРЕТЬ ОТКУДА "ТАКОЕ" ИДЁТ).Я СЕЙЧАС РАБОТАЮ НА JE780,НА НЕГО МОЖНО ПО USB СБРАСЫВАТЬ,НЕ ТОЛЬКО В ATRAC (256 kbps),А ДАЖЕ В PCM (1411 kbps)!!!,ЧЕРЕЗ SONIC STAGE-ДЕЛАЕТСЯ ЭТО.КОМУ НУЖНО ПОДРОБНЕЕ РАССКАЗАТЬ КАК...ПИШИТЕ.ТАК,ЧТО МД ЕЩЁ МОЖЕТ ПОРУЛИТЬ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ.ЕЩЁ ОДИН + МД-НА КОНЦЕРТЕ МОЖНО БЫТЬ УВЕРЕННЫМ,ЧТО С ОТЖАТИЕМ АВТОПАУЗЫ ПОЙДЕТ ЗВУК БЕЗ ЗАДЕРЖКИ,ЧЕГО НЕ СКАЖЕШЬ О СД-ПРОИГР. И НОУТЕ.МОЖЕТ ЭТОТ НОМЕР И ПРОЙДЕТ ДЛЯ КАБАКА,А НА КОНЦЕРТЕ...ИЗВИНИТЕ.А ЕСЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ СПЕКТАКЛЬ ИЛИ ПОСТАНОВКЕ И НУЖНО ЧТОБ ТОТ,ИЛИ ИНОЙ ТРЭК ПРОЗВУЧАЛ ИМЕННО СЕКУНДА В СЕКУНДУ...ТУТ УЖЕ НЕМНОЖКО НОУТ НЕ КАТИТ.И ПОТОМ,ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ЗВУКА С НОУТА НУЖНА ВНЕШНЯЯ ЗВУКОВУХА.НЕ НАДО РАССКАЗЫВАТЬ О ТОМ КАКОЙ ЗВУК ИДЕТ НАПРЯМУЮ С OUTPUT PHONE С НОУТА?ЕЩЁ-ПОМЕХИ ОТ МОБИЛЬНИКОВ НОУТ СРАЗУ ВЫДАСТЬ,А МИНИДИСКУ ХОТЬ БЫ ХНЫ.ЕСЛИ У МЕНЯ В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОСТАВИТЬ ОДИН И ТОТ ЖЕ МИНУС НА НОУТЕ ИЛИ МД В КАКОЙ-НИБУДЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ МОМЕНТ-Я НЕ РАЗДУМЫВАЯ СТАВЛЮ ВСЕГДА НА МИНИДИСКЕ!

После общего обзора класса универсальных пил для дома в предыдущей статье, хочется раскрыть информацию по производителям и их моделям, так как за пять лет в рунете накопилось достаточно отзывов и комментариев реальных пользователей циркулярных мини-пил. Особенно хотелось сравнить раскрученный Роторайзер Соу с конкурентами, представленными крупными инструментальными брендами.

Циркулярные мини-пилы, универсальные пилы или роторайзеры — новый класс электроинструмента уже получил своих лидеров и аутсайдеров. Рассмотрим самые популярные и доступные модели, представленные в российских магазинах. В общих чертах о мини-пилах можно прочитать в .

Worx (Rockwell)

WORX HANDYCUT WX424 — родоначальник класса универсальных пил в Европе. Прообраз данной модели — американский Rockwell Versacut RK3440K можно купить на EBay, но особенности электросети не позволят его использовать без преобразователя.

Worx WX424 появился на рынке в 2009—2010 году, обогнав всех конкурентов, и до сих пор остаётся одним из эталонных инструментов для дома — высококачественных, но не очень мощных. Нестандартные параметры — наследие американской ориентации на целевую аудиторию домохозяек (в рекламе TV-SHOP Worx использовался женщиной). В дополнение к надёжности, комплектацию Worx можно сравнить разве что с инструментом Dremel — в комплекте идёт и переходник для пылесоса, и съёмная подошва, и, что особенно удобно, лазерный указатель направления.

Вес 1,5 кг, хорошая эргономика и развесовка, мощность 310 Ватт и скорость вращения 2800 об/минуту. Качественные расходные материалы со стандартным размером 76мм/10мм, максимальная глубина пропила 22 мм. Небольшой и удобный инструмент, созданный для бытовых задач.

Однако, на фоне конкурентов по рынку и проблем с курсом рубля, Worx WX424 всё реже можно встретить в магазинах — стоимость столь «слабой» машинки достигает сейчас 10 000 р.

Sturm!

Представитель китайского бренда, прочно держащего второе место по «спортивности» дизайна за Hitachi является одним из нынешних лидеров рынка универсальных пил. За минимальную стоимость Sturm CS5060MS предлагает завидные характеристики и вполне удовлетворительное качество.

В Sturm CS5060MS заметно прошлое болгарки. Аппарат достаточно тяжёлый, почти 2 кг, мощный — 600 Вт, и очень оборотистый — до 4000 об/минуту. Кожух защиты объёмный и крепкий, что соответствует высоким оборотам. Комплект радует тремя дисками, в том числе пильным на 24 зуба, и дополнительным шлангом-переходником для подключения к пылесосу. Стандартная посадка 85мм/15мм позволит без проблем использовать диски от Bosch и Makita.

Отзывы на этот недорогой, всего 3 000 — 3 500 р., идут в основном от DIY-мастеров и большинство из них — положительные. Нарекания имеются на прилагаемую оснастку и ненадёжные пластиковые детали направляющих.

Если Dremel и Worx — продукты для дома изначально, то Sturm — это целенаправленное облегчение и упрощение инструмента для мастера. До конца это облегчение не дошло, и модель выделяется меньшим удобством (высокий вес и слабая эргономика), но заметно большей производительностью.

Skil

Ещё один представитель конгломерата Bosch — бюджетный (теперь) производитель инструмента Skil. Посадка на 10 мм (как у Worx/Rockwell/Einhell) и большой максимальный диаметр диска в 89 мм позволяют использовать позволяют использовать качественную оснастку, а высокое качество исполнения — давать на инструмент большие нагрузки. Среди отзывов на данную модель можно встретить много мебельщиков — инструмент явно позиционируется для них.

Из данного сравнения Skil 5330 можно назвать дорогим вариантом Sturm! CS5060, так как оба этих инструмента из одного подкласса — «мастеровых» мини-пил, ориентированных не на бытовое применение, а на какую-никакую производительность. Соответственно, те же минусы — высокий вес, слабая эргономика. Кроме того, за имя и производительность придётся заплатить — стоимость этой сетевой циркулярной мини-пилы — 6 500 р.

Makita HS300DWE

Makita HS300DWE — визитёр из другого дивизиона. Разработанная отдельно от других универсальных пил, эта циркулярная мини-пила — дополнительный аксессуар к профессиональной линейке Makita. Сделана HS300D на базе полноценной циркулярной пилы, но минимального формата.

Вес 1.5 кг, хорошая эргономика, средняя мощность и 1400 оборотов — максимальной лёгкий и удобный инструмент для небольших пропилов на месте, после установки того, что было раскроено полноценными циркулярными, погружными или торцевыми пилами. В линейке Makita нет ни аналогов, ни альтернатив — только одна модель с аккумуляторным питанием.

Из роли «дополнительного пильного инструмента» и необычная расходка под радиус 85 мм с посадочным 15 мм, основа ассортимента — пильные диски с 40+ зубьями.

При максимальной для данного обзора цене в 10 000 р., негативных отзывов на эту модель просто нет. Во-первых, её покупают уже подготовленные мастера, во-вторых и качество, и мощность, и уровень оснастки делают эту мини-циркулярку почти идеальной.

К минусам можно отнести небольшой выбор расходных материалов и отсутствие сетевой версии.

Dremel Saw Max DSM20

Мини-пила DSM20 — это ответ корпорации Bosch на новый вызов рынка. С выпуском продукции концерн «опоздал» на несколько лет, когда на рынке было уже множество не только оригинальных Rockwell и Craftsman, но и сотни китайских переделок.

Для выпуска универсальной пилы был выбран творческий бренд Dremel и использованы наработки по части гравёров — высокая мощность (710 Вт) и средний (1.7 кг) вес. Большой выбор оснастки в комплекте, аккуратное исполнение и отвод для подключения пылесоса в самой базовой комплектации.

Dremel ориентируется на отрезные возможности — предполагается использовать универсальную пилу по металлу, кафелю, иногда — дереву. Пользователей радует комплектация и производительность, легендарная надёжность. При сопоставимой с конкурентами цене это устройство одно из лучших в классе.

К минусам и ограничениям можно отнести:

  • Свой собственный размер оснастки 77мм/11мм — хотя фирменные круги и хорошего качества, но дороги;
  • Отсутствие пильных кругов для быстрой работы с деревом, предлагается использовать универсальные.

Роторайзер

Собственно, герой двух статей, и причина, почему моё внимание было обращено к этому классу инструментов — РОТОРАЙЗЕР, он же Роторайзер Соу или Rotorazer Saw. Понемногу роторайзер идёт по пути Xerox, давая название всему классу циркулярных мини-пил, так как из «универсальных пил», «мини-циркулярок» и других названий ни одно не смогло взять первенство.

Собственно, к самой мини-пиле. Большое количество маркетинга убеждает не смотреть на объективные показатели, а они следующие: мощность 400 Ватт, скорость 3400 оборотов в минуту, диаметр диска 55 мм, посадочное гнездо 11,1 мм, вес 1,3 кг.

В сравнении с другими представителями класса, плюсом можно назвать вес и стоимость — Rotorazer Saw заметно дешевле даже Sturm! CS5060, и даже дешевле большинства аналогичных пил на Aliexpress — меньше 3 000 р. Цене не даёт расти конкуренция между несколькими продавцами, подогреваемая рекламой Роторайзера по телевидению.

Минусов же достаточно:

  • Малые размеры дисков — не подходят 10 мм от последователей Worx, только дорогие Dremel с доработкой — внешний диаметр всего 55 мм. Износ дисков с таким радиусом соответствующий;
  • Минимальная глубина пропила — всего 12 мм, не получится отпилить даже стандартный лист ЛДСП;
  • Низкая мощность — вдвое ниже, чем у аналогов;
  • Плохое исполнение корпуса и аксессуаров.

Есть нарекания и на качество исполнения корпуса и дисков в комплекте, но они единичны. В остальном — «обычный китаец»

Однако, большинство отзывов в интернете по Роторайзеру — строго положительные. Объяснений этому два. Очевидное — многие отзывы коммерческие и размещаются продавцами. Это правда, но на неофициальных ресурсах большое количество вполне реальных довольных клиентов.

Весь секрет в том, что люди, которые покупают данный инструмент, используют его по назначению: разовые работы, неглубокие пропилы, строго бытовые объёмы работы — 1−2 минуты. Никаких 30 м 2 ламината, никаких чугунных труб. Правильное, умеренное использование бюджетного инструмента — вот главный секрет положительного восприятия таких моделей.

Б. Я. Меерзон, А. Я. Щербаков

Мини-диск (MD) – один из последних форматов в эволюции дисковых носителей звуковой информации, разработанный фирмой Sony.

Он меньше обычных компакт-дисков (диаметр всего 64 мм), но при этом не уступает им в качестве и продолжительности звучания записанной на нем музыкальной программы.

Это достигается за счет сжатия (уплотнения) данных, о стратегии которого речь пойдет ниже. Малый размер MD обеспечивает быстрый доступ к данным в любой точке диска меньше чем за 1 с.

На рис. 1 изображен MD-плейер для проигрывания мини-дисков.

Формат мини-дисков предусматривает использование двух видов носителей – незаписываемых дисков типа CD и записываемых магнитооптических дисков (рис. 2). Последние дают возможность производить на них повторные записи, стирая программы, записанные ранее. Эта "реверсивность" записываемых мини-дисков делает их прямыми наследниками записей на магнитной ленте, незаменимыми при оперативной подготовке программ радиовещания и в других подобных случаях. Оба дисковых формата для защиты от механических повреждений помещены в картриджи. Общий вес такого пакета приблизительно около 18 г.

Незаписываемый мини-диск очень похож на CD. Он записывается заранее обычным для CD оптическим методом (с помощью лазера), тиражируется в заводских условиях прессованием и предназначается только для воспроизведения. Из-за того что запись в этом формате производится со сжатием данных, записи на этих мини-дисках не совместимы с обычными CD.

Записываемый, или, точнее говоря, перезаписываемый диск в принципе не является новшеством. Это магнитооптический носитель, применявшийся и ранее в компьютерной технике (CD-MO). Но магнитооптическая среда для мини-диска была усовершенствована, устройство записи стало намного проще, а сама запись требует меньшего потребления энергии.

Принцип записи на мини-диск

Существует несколько методов записи на перезаписываемые ("реверсивные") носители, но для мини-дисков выбран метод модуляции магнитного поля (MFM) как наиболее надежный и дающий возможность производить перезапись практически бесконечное количество (до 1 млн.) раз. Причем, при каждой новой записи старые данные автоматически стираются.

Суть этого метода состоит в том, что при разогреве ферромагнитных материалов выше определенной температуры, называемой точкой Кюри, кривая их магнитной восприимчивости резко стремится вверх и увеличивается во много тысяч раз. Если разогреть такой материал в некоторой точке до температуры, несколько превышающей точку Кюри, и воздействовать на материал магнитным полем слишком слабым, чтобы оставить след на холодных участках, то разогретая точка после ее охлаждения до температуры ниже точки Кюри сохранит намагниченность, т. е. ее магнитное состояние зафиксируется.

Записываемый магнитооптический мини-диск формируется на подложке из поликарбоната, на котором между двумя слоями диэлектрика располагается магнитооптический (рабочий) слой. Поверх этой конструкции наносятся отражающий алюминиевый слой, защитный слой и смазка из кремнийорганического соединения, по которой должна будет скользить магнитная головка. На рис. 3 изображено сечение диска.

Магнитооптический слой мини-диска представляет собой специальный сплав железа, тербия и кобальта (FeTbCo) с очень низкой коэрцитивностью – приблизительно 80 Эрстед (6,4 кA/м). Это важно для того, чтобы, несмотря на то что магнитная головка не касается непосредственно рабочей среды, величина намагничивающего поля оказалась бы достаточной и не потребовалось бы его увеличения, которое неизбежно повлекло бы за собой большее выделение тепла и повышение потребляемой мощности.

Чтобы записать информацию на магнитооптический слой, необходимо воздействовать на него не только магнитным полем головки записи, но и одновременно разогреть соответствующую точку носителя до температуры Кюри. Делается это с помощью луча лазера.

Для применяемого в мини-дисках в качестве носителя записи сплава FeTbCo температура, соответствующая точке Кюри, примерно равна 185 C.

И это обоснованный выбор: ниже возникает зона, где появляется опасность случайного повышения температуры при простом хранении записей до критической величины, когда возможно разрушение записи.

Более высокие температуры не годятся из-за естественного роста энергии, необходимой для разогрева. Поэтому в качестве материалов для рабочих слоев магнитооптических дисков используют сплавы редкоземельных элементов. Обратите внимание на то, что ошибочное стирание данных на мини-диске практически невозможно, так как для этого требуется одновременное воздействие определенной (выше точки Кюри) температуры и магнитного поля.

Итак, магнитооптические системы записи строятся достаточно примитивно.

Для этого магнитная головка позиционируется поверх лазерного источника на одной с ним оси с противоположной стороны диска (рис. 4). Сфокусированный луч лазера нагревает локальную область дискового носителя, на которую воздействует рассеянное магнитное поле головки записи довольно слабое, чтобы произвести запись на холодных участках. Однако его достаточно, чтобы при вращении диска в первые моменты остывания разогретого участка записать на нем информацию в виде намагниченности определенной полярности: "север" – N или " юг"- S.

Таким образом, разные полярности намагниченности предварительно нагретых пятен в магнитооптическом слое соответствуют цифровым логическим уровням "1" и "0". Размер такого пятна с записью, а следовательно, и плотность записи на магнитоэлектрические диски определяются размером сфокусированного светового пятна лазера и продолжительностью цикла реверсирования модулирующего магнитного поля головки записи. Для этого была разработана специальная головка, которая допускает быстрое перемагничивание (приблизительно в течение 100 нс). Очевидно, что поверхностные слои диска не препятствуют мгновенному прогреванию рабочего слоя. Запись выполняется наложением новых записей на прежние с автоматическим уничтожением последних.

Считывание информации с дисков

Как уже было сказано, существует два типа дисков и для каждого из них применяется своя система считывания. Незаписываемый диск (MD-DA) подобен компакт-диску. Для его считывания используется тот же лазер, что и при записи, но на более низком энергетическом уровне. Отраженный лазерный луч изменяется по интенсивности в зависимости от информации, записанной в виде питов (углублений) на поверхности диска. На рис. 5 изображен процесс считывания информации с такого диска.

Записываемый диск (MD-R) использует другую систему считывания, поскольку данные записаны не системой питов, а сохранены в виде изменяющейся от точки к точке полярности намагниченности магнитного слоя. В этом случае считывание информации также выполняется лазером.

Лазерный луч падает на дисковую поверхность, проходит через магнитный слой и затем отражается от отражающего слоя. Однако, проходя через магнитный слой, плоскость поляризации лазерного луча изменяется в зависимости от того, с какой полярностью этот слой в данной точке намагничен. Поворот вектора поляризации пучка света под влиянием магнитной среды, через которую он проходит, называется эффектом Керра.

На рис. 6 изображен принцип считывания информации с записываемого магнитооптического диска.

Итак, имеется два вида считывания мини-дисков:

  • считывание незаписываемого диска типа CD, при котором выходной сигнал ВЧ такой же, как в CD;
  • считывание записываемого диска типа MO: здесь поток ВЧ непрерывен, но с изменяющейся поляризацией.

Для считывания информации с дисков обоих типов используется один и тот же двухфункциональный лазер. Однако в оптическую головку системы добавляют (если сравнивать с CD) еще один элемент – поляризационный анализатор, так называемую призму Уолластона (Wollaston). Дело в том, что эффект Керра слаб.

Поворот вектора поляризации, даже в самых благоприятных условиях, не превышает одного градуса, и приемники света не реагируют на поляризацию. Задача призмы Уолластона преобразовать угол поляризации в интенсивность света, который затем направляется на два фотодиода (рис. 7).

Призма Уолластона – это комбинация двух кварцевых резонаторов. Лазерный луч, отражаясь от отражающего слоя диска магнитооптического типа, проходит через этот кристалл и разделяется в нем на основной луч (такой же, как падающий) и его составляющие, побочные лучи. Последние (на рис. 7 они обозначены I и J) непосредственно связаны с поляризацией падающего лазерного луча.

Причем, при прохождении лазерного луча через намагниченный N-слой на диске его поляризация окажется такова, что один из боковых лучей (луч J) будет больше другого. А если лазерный луч пройдет через S-слой на диске, его поляризация изменится и в этом случае луч I по величине окажется большим.

Итак, падающий луч оказывается разложенным на два составляющих его луча I и J, соотношение их величин определяется углом Керра или направлением поляризации.

В том случае, если мы имеем дело с незаписываемым диском типа CD, лазерный луч не подвергается воздействию магнитного слоя, никаких изменений в его поляризации не происходит и поэтому лучи I и J будут равны по уровню.

Далее считанная информация поступает на блок датчика мини-диска (рис. 8), который подобен блоку датчика CD-плейера, но содержит дополнительные датчики.

В случае считывания незаписываемого диска на выходе датчиков I и J появляются лучи, одинаковые по величине. Далее они поступают на фотодатчики и преобразуются в электрические ВЧ-сигналы. На выходе системы RF-1 после вычитания сигналы взаимно уничтожаются. На выходе же RF-2 сигналы I и J суммируются и создают сигнал, подобный ВЧ-сигналу на выходе обычного плейера CD.

В случае записываемого диска сигналы I и J различны по величине. На выходе RF-1 образуется разностный сигнал, полярность которого содержит информацию о данных на диске.

Остальные сигналы с датчиков A, B, C, D – сигнал ошибки фокусировки (A+ C)-(B+D), сигнал автоматической регулировки усиления AGC (A+B)+(C+D), а также сигнал отслеживания лазерного луча (Tracking) с датчиков E и F (E-F), подобны тем, которые используются в плейерах CD. За исключением сигнала ADIP (Adress in pregroove), несущего информацию адресации и представляющего собой сигнал (A+D)-(B+C).

ADIP

Записываемый мини-диск до записи не заполнен, т. е. не содержит никакой информации. Однако если бы он не имел предварительной разметки, было бы невозможно производить правильное позиционирование луча лазера как при записи, так при считывании информации.

Поэтому каждый MD-R, аналогично CD-R, имеет U-образную физическую канавку, или предканавку адресов (ADIP), которая штампуется на диске при его производстве. Предканавка располагается за спиральной дорожкой данных и имеет специальную конфигурацию (рис. 9), содержащую двухфазный сигнал с основной частотой 22,05 кГц, промодулированный частотами 21,05 и 23,05 кГц.

Разумеется, на всех дисках предканавка совершенно одинаковая. Без ADIP было бы невозможно осуществить правильное позиционирование для любой системы считывания. Поэтому ADIP – нестираемая возможность адресования.

Считывание ADIP подобно считыванию CD, так как лазерный луч в одни моменты времени падает на поверхность диска, а в другие – попадает на углубление, что приводит к модуляции ВЧ. Считывая ADIP-информацию с датчиков A, B, C и D после демодуляции сигнала, получается таблица адресования, которая определяет для каждой позиции на диске свой точный адрес. Тот же самый адрес будет использоваться при новой записи данных.

Схема расположения дорожек

На незаписываемом диске расположение дорожек аналогично компакт-дискам: зона, содержащая оглавление диска (TOC – Table of contens), программная зона и оконечная зона. Что касается записываемых дисков, то у них, кроме начальной зоны, содержащей TOС, есть еще зона UTOC – оглавление пользователя, где последний записывает начальные и конечные адреса музыкальных дорожек.

Таким образом, мини-диск предоставляет возможность изменять номера дорожек, делить дорожку на части и т. д. Все это осуществляется именно в области UTOC. Например, если пользователь хочет разделить одну дорожку на две, в программной зоне музыкальные данные остаются нетронутыми, но адреса и оглавление в зоне UTOC будут изменены.

На рис. 10 изображено расположение дорожек на диске.

Формат данных

Формат данных мини-диска (рис. 11) подобен формату CD, но с частичным использованием формата CD-ROM.

Во-первых, при кодировании применяется известный по CD помехозащищенный код, так называемый каскадный код с перемежением CIRC (Cross interleave Read – Solomon code). Но здесь этот код модернизирован, имеет большее количество чередований и получил поэтому новое наименование – ACIRC.

Во-вторых, используется кластерный формат. Каждый кластер содержит 36 секторов: из них 32 сектора данных и четыре сектора связи (рис. 12). Формат сектора такой же, как в CD-ROM . Содержание секторов связи зависит от типа диска. В незаписываемом диске четыре сектора связи – это фиксированные секторы субданных, которые могут использоваться для информации на диске, графики и т.п.

Применение секторов связи необходимо и в случае записываемого диска. Кластер – это самый маленький записываемый блок. Очевидно, что между любыми двумя из записываемых блоков должна быть буферная зона, чтобы избежать случайной перезаписи с блока на блок.

Первые три сектора каждого кластера используются как связь, четвертый – сектор субданных. Это означает, что объем субданных записываемого диска составляет только четверть такового на незаписываемом диске. Однако надо иметь в виду, что субданные – это данные избыточные. На рис. 13 изображен кластерный формат.

Каждый сектор содержит 2352 байта, из которых 2332 байта данных, а первые 20 байтов принадлежат синхронизации, режиму и разделению. Далее следуют звуковые группы; каждая из них имеет 424 байта, из которых 212 байтов музыкальных данных левого канала и 212 байтов – правого канала. Сектор содержит 5,5 звуковых групп, т. е. пять полных групп и одна половина с данными только левого или только правого канала. Соответствующие канальные байты разместятся затем в следующей звуковой группе.

Система адаптивного преобразования акустического кодирования (ATRAC)

Это ключевая часть технологии мини-дисков. Для кодирования и декодирования звукового сигнала используются методы специального адаптивного преобразования, которое зависит от структуры входного сигнала и основывается на некоторых известных закономерностях психоакустики.

Цель этого преобразования состоит в том, чтобы сжать данные, уплотнить их, сохранив при этом естественность воспроизведения звука.

В стандарте обычной системы CD (16 бит, 44,1 кГц, два канала) поток данных составляет 1,4 Мбит/с. Это до обработки EFM и CIRC. В процессе записи музыки на мини-диск аналоговые сигналы также подвергаются дискретизации с частотой 44,1 кГц и квантуются обычным АЦП, на выходе которого величина потока, как и для CD, также приблизительно равна 1,4 Мбит/с. Однако чтобы разместить такое количество данных на диске много меньшего размера, скорость передачи информации в битах должна быть уменьшена. Эту функцию и выполняет система cжатия ATRAC, сокращающая скорость передачи данных почти в четыре–пять раз, с 1,41 Мбит/c до приблизительно 292 кбит/с. Это дает возможность уменьшить диаметр диска с 120 (CD) до 64 мм (мини-диск) при одинаковой длительности звучания 74 мин в обоих случаях.

Сравнительные размеры дисков без сжатия данных и со сжатием изображены на рис. 14.

Причем еще раз подчеркиваем, это уменьшение потока данных не должно влиять на качество передаваемой музыки. Ведь совершенно очевидно, что абсолютно без потерь здесь не обойтись, поэтому програм-мное обеспечение системы должно быть таким, чтобы ухудшение звучания было бы не заметно на слух даже для самых искушенных слушателей. Достичь этого возможно, если хорошо изучить некоторые известные законы психоакустики и воспользоваться ими.

Психоакустика

Известно, например, что чувствительность человеческого слуха не одинакова на разных частотах звукового диапазона. Так, звук определенного уровня отчетливо воспринимается на одной частоте и может оказаться вовсе не слышимым на другой частоте, даже с более высоким уровнем. Рис. 15 иллюстрирует психоакустический эффект – изменение порогов слухового ощущения на разных участках звукового частотного диапазона.

Анализ музыкального сигнала, поступающего на вход записи, позволяет определить, какие части спектра лежат ниже этих порогов. Затем они могут быть удалены и скорость передачи информации в битах, таким образом, может быть уменьшена. Причем чувствительность нашего слухового аппарата (ухо – кора головного мозга) в некоторых, так называемых критических диапазонах частот остается постоянной и не меняется. Чем выше звук расположен по шкале частот, тем шире полоса критического диапазона, где уровень чувствительности слуха неизменен. В диапазоне 100 Гц ширина критического диапазона приблизительно равна 160 Гц, а на частоте 10000 Гц она составляет 2500 Гц. Методом субъективной экспертизы определены 25 таких критических диапазонов. Но в ATRAC-системе ради большей точности передачи их используется еще больше – около 52.

На рис. 15 заметен и другой очень важный психоакустический эффект – маскировка сигналов. Если два источника звука звучат одновременно, но с разными уровнями, то более громкий звук будет маскировать более тихий. Например, если во время беседы двух людей в небе пролетает самолет, то на какое-то время разговор придется прекратить из-за полной маскировки голосов шумом мотора, значительно превосходящим их по громкости.

Кроме того, наблюдается действие так называемой предмаскировки и постмаскировки.

Более громкий звук, появляющийся как раз перед более тихим (в пределах 3 мс) или после него (в пределах 200 мс), маскирует этот тихий звук.

Анализируя некоторое количество входных выборок на основе известных из психоакустики закономерностей, можно определить, какие из компонентов входного сигнала из-за маскировки окажутся неслышными и могут быть удалены с минимальной звуковой деградацией. Эффект маскировки тонов поясняется на рис. 16.

Блок-схема кодирования в системе ATRAC

Психоакустические закономерности, изложенные выше, используются системой ATRAC для уменьшения скорости входного потока с 1,4 Мбит/с до 292 кбит/с и выполняются в определенной последовательности.

Однако надо отметить, что система ATRAC позволяет изменять системное программное обеспечение, т.е. использовать разные алгоритмы вычисления без создания проблем совместимости.

Сначала обработка ведется во временной области. Из оцифрованного входного звукового сигнала (16 бит, 44,1 кГц) на первой стадии анализа с помощью фильтра высоких частот выделяется полоса 11,025 – 22,05 кГц. На второй стадии разделительным фильтром отделяются средние и низшие частоты (от 5,025 до 11,025 кГц и от 0 до 5,025 кГц соответственно). При этом высшие частоты задерживаются, чтобы сохранить синхронизацию между ними и другими диапазонами.

Блок-схема кодирования приведена на рис. 17.

Последующий анализ сигнала производится уже в частотной области. На основе алгоритма модифицированного дискретного косинуса-преобразования (MDCT), фактически подобного разложению сигнала в гармонический ряд Фурье, спектр входного сигнала анализируется для определения его частотных составляющих и их соответствующих уровней. Однако анализ этот производится поблочно (в отдельных боках – сегментах сигнала). Поэтому до перехода от временной к частотной области производится выбор отдельных блоков времени/ частоты, в каждом из которых и будет произведен анализ входного сигнала для его преобразования в соответствии с алгоритмом ATRAC. Определяется количество блоков и их длительность.

Как упоминалось ранее, число критических диапазонов частот установлено экспериментально, но в ATRAC используется намного большее количество диапазонов, временные интервалы которых определяются адаптивно в соответствии со структурой входного сигнала. Длительность каждого блока, который будет проанализирован, должна быть максимум 11,6 мс (или 512 выборок, при частоте дискретизации 44,1 кГц). Причина, по которой временной интервал блока времени/частоты приходится учитывать, объясняется также законами психоакустики. Дело в том, что при коротком импульсном звуке мы можем заметить только достаточно большие скачки уровня. С другой стороны, при плавной музыке, когда уровень звука меняется медленно, слух способен зарегистрировать очень тонкие громкостные нюансы.

На основе оценки этих различий в системе ATRAC и производится выбор как количества блоков, так и их оптимальной длительности. Когда выбор блоков сделан и в каждом блоке проведены MDCT-вычисления с учетом принципов психоакустики, производится собственно преобразование потока данных. При этом скорость передачи данных может быть уменьшена, так как избыточная информация удаляется. На рис. 18 изображен процесс ATRAC-кодирования.

Наконец распределение битов произведено. Каждый блок времени/частоты проанализирован. Его уровень определен. Полученные по алгоритму ATRAC сжатые цифровые данные не являются непосредственно звуковыми данными. Они лишь описывают динамический диапазон этого сигнального блока в длинах слов с переменным числом бит от 0 до 15, а также относительный уровень сигнала, который представляет собой коэффициент масштабирования. Остающиеся биты могут быть удалены, так как это шумы квантования. Таким образом, кодируется только значимая часть данных. На рис. 19 представлены ATRAC-данные.

Цифровые данные, прошедшие кодер ATRAC, как и при кодировании CD, обрабатываются схемой ACIRC и подвергаются канальному кодированию методом модуляции "восемь на четырнадцать" (EFM).

ATRAC-считывание

При воспроизведении мини-дисков выполняются, как и в системе CD, демодуляция EFM и декодирование ACIRC, после чего полученные данные (длины слов, масштабные множители этого спектра) поступают в декодер ATRAC, где производятся обратные вычисления, в результате которых происходит восстановление первоначальных данных (рис. 20). Поскольку данные на входе и выходе устройства записи MD придерживаются стандарта 16 бит, 44,1 кГц, они могут быть непосредственно в цифровой форме скопированы из MD-устройства на CD-R и другие цифровые носители. Однако MD-стандарт включает в себя последовательную систему управления копии (SCMS), которая допускает только первое копирование, запрещая второе. Другими словами, вы не можете делать копию с копии.

Противоударная устойчивость

Очевидным достоинством системы мини-дисков является повышенная устойчивость проигрывателей MD к вибрации и ударам. Это объясняется тем, что звуковые данные считываются с мини-диска намного быстрее (1,4 Мбит/с), чем это необходимо для декодера АТRАС (292 Кбит/с). Потому считываемые данные сначала вводятся в предварительный буфер, откуда и поступают в ATRAC-декодер. Рис. 21 иллюстрирует принцип противоударной устойчивости.

Каждый 1 Мбит микросхемы буферного ОЗУ, помещенного между звукоснимателем и декодером, сохраняет информацию в течение 3 с звучания музыки в реальном масштабе времени. Когда буферное ОЗУ заполнено, звукосниматель приостанавливает считывание данных до тех пор, пока буфер не будет вновь заполнен. Если происходит сбой воспроизведения из-за удара или тряски, звукосниматель имеет достаточно времени (до 3 с) для возврата на правильную дорожку воспроизведения. Это достигается методом повторного позиционирования сектора. При сбое звукоснимателя система обнаруживает неправильный адрес и возвращает звукосниматель к правильной позиции. Иммунитет к значительным толчкам, вибрациям и ударам в процессе воспроизведения информации особенно ценен, когда проигрыватель MD эксплуатируется не в стационарных условиях.

Заключение

MD-формат обеспечивает произвольный доступ, долговечность, мобильность, удобство в эксплуатации, защиту от ударов и возможность многократной перезаписи. Аналоговые цифровые ленты уступают MD по долговечности и потому, что не имеют присущего дисковым носителям произвольного доступа. Этим и объясняется постепенное вытеснение привычных магнитофонов аппаратурой записи и воспроизведения мини-дисков везде, где быстрота и оперативность формирования звуковых программ является определяющим условием успешной работы.

Существует несколько методов записи на перезаписываемые ("реверсивные") носители, но для мини-дисков выбран метод модуляции магнитного поля (MFM) как наиболее надежный и дающий возможность производить перезапись практически бесконечное количество (до 1 млн.) раз. Причем, при каждой новой записи старые данные автоматически стираются.

Суть этого метода состоит в том, что при разогреве ферромагнитных материалов выше определенной температуры, называемой точкой Кюри, кривая их магнитной восприимчивости резко стремится вверх и увеличивается во много тысяч раз. Если разогреть такой материал в некоторой точке до температуры, несколько превышающей точку Кюри, и воздействовать на материал магнитным полем слишком слабым, чтобы оставить след на холодных участках, то разогретая точка после ее охлаждения до температуры ниже точки Кюри сохранит намагниченность, т. е. ее магнитное состояние зафиксируется.

Записываемый магнитооптический мини-диск формируется на подложке из поликарбоната, на котором между двумя слоями диэлектрика располагается магнитооптический (рабочий) слой. Поверх этой конструкции наносятся отражающий алюминиевый слой, защитный слой и смазка из кремнийорганического соединения, по которой должна будет скользить магнитная головка. На рис. 3 изображено сечение диска.

Магнитооптический слой мини-диска представляет собой специальный сплав железа, тербия и кобальта (FeTbCo) с очень низкой коэрцитивностью. Это важно для того, чтобы, несмотря на то что магнитная головка не касается непосредственно рабочей среды, величина намагничивающего поля оказалась бы достаточной и не потребовалось бы его увеличения, которое неизбежно повлекло бы за собой большее выделение тепла и повышение потребляемой мощности.

Чтобы записать информацию на магнитооптический слой, необходимо воздействовать на него не только магнитным полем головки записи, но и одновременно разогреть соответствующую точку носителя до температуры Кюри. Делается это с помощью луча лазера.

Для применяемого в мини-дисках в качестве носителя записи сплава FeTbCo температура, соответствующая точке Кюри, примерно равна 185 C.

Таким образом, разные полярности намагниченности предварительно нагретых пятен в магнитооптическом слое соответствуют цифровым логическим уровням "1" и "0". Размер такого пятна с записью, а, следовательно, и плотность записи на магнитоэлектрические диски определяются размером сфокусированного светового пятна лазера и продолжительностью цикла реверсирования модулирующего магнитного поля головки записи. Для этого была разработана специальная головка, которая допускает быстрое перемагничивание (приблизительно в течение 100 нс). Очевидно, что поверхностные слои диска не препятствуют мгновенному прогреванию рабочего слоя. Запись выполняется наложением новых записей на прежние с автоматическим уничтожением последних.

Считывание информации с дисков

Как уже было сказано, существует два типа дисков и для каждого из них применяется своя система считывания. Незаписываемый диск подобен компакт-диску. Для его считывания используется тот же лазер, что и при записи, но на более низком энергетическом уровне. Отраженный лазерный луч изменяется по интенсивности в зависимости от информации, записанной в виде питов (углублений) на поверхности диска.

Записываемый диск использует другую систему считывания, поскольку данные записаны не системой питов, а сохранены в виде изменяющейся от точки к точке полярности намагниченности магнитного слоя. В этом случае считывание информации также выполняется лазером.

Лазерный луч падает на дисковую поверхность, проходит через магнитный слой и затем отражается от отражающего слоя. Однако, проходя через магнитный слой, плоскость поляризации лазерного луча изменяется в зависимости от того, с какой полярностью этот слой в данной точке намагничен. Поворот вектора поляризации пучка света под влиянием магнитной среды, через которую он проходит, называется эффектом Керра.

Итак, имеется два вида считывания мини-дисков:

считывание незаписываемого диска типа CD, при котором выходной сигнал ВЧ такой же, как в CD;

считывание записываемого диска типа MO: здесь поток ВЧ непрерывен, но с изменяющейся поляризацией.

Для считывания информации с дисков обоих типов используется один и тот же двухфункциональный лазер. Однако в оптическую головку системы добавляют (если сравнивать с CD) еще один элемент – поляризационный анализатор, так называемую призму Уолластона (Wollaston).

Поворот вектора поляризации, даже в самых благоприятных условиях, не превышает одного градуса, и приемники света не реагируют на поляризацию. Задача призмы Уолластона преобразовать угол поляризации в интенсивность света.

© 2024 splav38.ru -- Новости. Советы. Обзоры. Программы. Безопасность